Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

Сериал «Годунов»: детектив и историческая достоверность?

Сериал «Годунов»: детектив и историческая достоверность?
просмотров: 12088 | комментариев: 4 | Фото: © кадр из сериала «Годунов»
02.11.2018 20:45 

Премьера первого сезона сериала «Годунов» на канале «Россия 1» состоится 5 ноября. Авторы называют фильм «грандиозной сагой», исторически точной и максимально достоверной.

Первый сезон саги о семье первого избранного правителя на Руси — Бориса Годунова — будет состоять из 8 серий. Режиссерами картины стали Алексей Андриянов, получивший премию ТЭФИ за сериал «София» (о Софии Палеолог), и Тимур Алпатов («Золотая орда»). В главных ролях звезды отечественного кино — Сергей Безруков, Светлана Ходченкова, Сергей Маковецкий и другие.

Годунов не впервые стал персонажем кино. Режиссер Вера Строева в 1954 сняла оперу по мотивам трагедии Александра Пушкина. Этот же сюжет лег в основу фильма Сергея Бондарчука, он же сыграл главного героя. Экранизаций было еще несколько. В 2011 году в прокат вышла драма Владимира Мирзоева. 

События саги «Годунов» затронут время от смерти Ивана Грозного до начала правления Михаила Романова.

Достоверность «Годунова»

Сценарий фильма написал Илья Тилькин на основе исторических документов. По словам продюсера Марии Ушаковой, съемочную группу консультировал историк из МГУ Николай Борисов. «На мой взгляд, впервые в российском кинематографе такой масштаб и такая достоверность в сериальном производстве», — отметила она.

«Образ Бориса Федоровича не будет хрестоматийным, он приближен по достоверности к историческим материалам, летописям. Как личность он был гораздо глубже и неоднозначнее, чем представлен, допустим, у Пушкина. Герой пушкинской трагедии — это царь Борис, отягощенный грузом вины, которая, на самом деле, никем не доказана... », — рассказал исполнитель главной роли Сергей Безруков.

По его утверждению, версия смерти царевича Дмитрия, показанная в фильме, более точная, а жизнь Годунова «почти детективная история». «Интриги, перевороты, то, что творилось вокруг него, как эти роды дрались за власть — все это делает фильм очень современным», — сказал актёр.

Как снимали

Режиссер Адрианов снял первую часть — период восшествия Годунова на трон. С ним работал оператор Сергей Мачильский, вдохновленный картиной Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Это определило ведущие цвета фильма — кирпичный, желтый, красный. А также работу с освещением — оператор рассказал «Кинопоиску», что сцены с Грозным построили необычно — в полумраке с просачивающимся сквозь ставни светом.

Вторую часть под руководством режиссера Алпатова снимал оператор Максим Шинкоренко («Елки 2», «Хождение по мукам»). Его стиль съемок иной — это жесткое, клиповое кино.


Где снимали

Четыре месяца ушло на создание декораций — над ними трудились 250 человек. Съемки проходили в нескольких местах: в Суздале, в Архангельской области, в Риге, Московском кремле. Улицы Старой Москвы выстроили в павильоне Госкино. Кремлевские стены из гипса сделали почти в натуральную величину — 10-12 метров, рубленные избы построили из сосны.

«Мы предполагаем, что это так могло выглядеть. Улица, которая располагалась от моста подъемного, от Спасской башни, называлась Ильинка. Левее располагалась Никольская улица. Правее, ближе к Москве-реке, была Варварка. Мы здесь сделали Ильинку. А Варварку и Никольскую улицу с этими расстояниями невозможно было сделать», — рассказал в сюжете телеканалу «Культура» главный художник Евгений Качанов.

В Суздале основными площадками стали Спасо-Евфимиев монастырь и Щурово городище «в роли» Холмогор. Художники состарили строения. Работа художников по реквизиту — ювелирная. Вся мебель и другая утварь — точные копии вещей 16 века. Шахматы отливали с византийских.

«Будет масштабная декорация, больше будет построек, больше реквизита. Привезли несколько грузовиков со всякой утварью, лодками и вещами, чтобы сделать рынок», — анонсировала ассистент художника-постановщика Ирина Лапинова.


«Годунов» в деталях

Более тысячи костюмов шили на протяжении восьми месяцев. Художник по костюмам, как и в фильме «София», Наталья Салтыкова. Для второстепенных героев и массовки использовали костюмы из этого сериала. Это точные копии исторических одежд, сшитые вручную из дорогих тканей. По ее словам, в фильме более 200 персонажей и каждого минимум три раза переодевают.

Изображений того времени почти не осталось. Поэтому при создании одежды опирались на иконы, музейные экспонаты и Радзивилловскую летопись (документ 15 века с миниатюрами). Похожие узоры на ткани нашли только в Стамбуле.

Особенно потрудиться пришлось над гардеробом Безрукова. Он играет Годунова от молодого опричника до старика. Вместе со статусом меняется его одежда и украшения. Сначала он носит серебряное кольцо с сапфиром, а потом появляются перстни из золота.

«Играть роль от молодого совсем человека до старика — это подарок актеру. Я порой забывал, где я нахожусь. Полное ощущение присутствия, ощущения даже до мурашек, когда вот сейчас появится Грозный, когда пройдут, допустим, опричники, вот сейчас пройдут стрельцы, и ты понимал, что ты попал в то время», — отметил Безруков.

Но еще больше нарядов у его жены Марии Скуратовой-Бельской (Светлана Ходченкова). Через одежду решили передать её властный характер — преувеличивая размер, например, головной убор выше обычного, и используя агрессивные цвет: черный, красный, сине-зеленый.

О масштабе постановки говорит также создание авторской музыки, которую записывали на «Мосфильме». Композитор проекта Артем Васильев отметил, что в сериале будет присутствовать как лирическая музыка, характеризующая отношения между героями, так и создающая настроение.

«Батальные сцены будут сопровождаться динамичными мелодиями. Для пейзажей в кадре предусмотрены «музыкальные иллюстрации». Не обойтись и без темы заговорщиков, которые по сюжету противостоят Борису Годунову. У нас будет не только оркестровая музыка, но и современная, электронная», — рассказал он.

Фото: © godunov.russia.tv