Кшиштоф Занусси стал главным гостем IV фестиваля польского кино в «Победе», где он лично представил свой новый фильм о Боге и разврате с участием Чулпан Хаматовой и Михаила Ефремова.
У Кшиштофа Занусси с Новосибирском особые отношения. Каждый раз, приезжая сюда, он рассказывает, как в 1970 году показал в Академгородке свой первый фильм «Структура кристалла». И вот он возглавляет IV фестиваль польского кино, который проходит в кинотеатре «Победа» с 29 июня по 5 июля. Фильм Кшиштофа Занусси «Инородное тело» открывает программу, а впервые был представлен на кинофестивале в Торонто. Главным призом картину отметил Международный кинофестиваль православного кино «Покров» в Киеве.
В широкий прокат «Инородное тело» не попадает - несмотря на участие Чулпан Хаматовой, сыгравшей акулу капитализма с ангельским лицом. А Михаил Ефремов, заявленный одним из исполнителей главных ролей, всего на 20 секунд он появляется в кадре. Польский режиссер, у которого сложилась репутация мастера интеллектуального кино, снова снял арт-хаус. Он намеренно избежал спецэффектов, чтобы не мешать зрителю размышлять о месте бога в нашем мире. И хорошо, если так, но не факт, что «Инородное тело» выведет эти размышления на новый виток. Вопросы, которые и так мучили раньше, остаются без ответов.
У главных героев «Инородного тела» Каси и Анджело – взаимная любовь. Это не мешает Касе принять решение постричься в монахини. Возлюбленный, тоже верующий, но без фанатизма, едет за ней из Италии в Польшу, не оставляя надежды, что она образумится. И Анджело, и отец девушки приводят ей неоспоримые доводы против монастыря, а в ответ – лишь расхожие клише о служении господу. Кася гнет свою линию, несмотря на страдания близких. Никакой подоплеки, никакой мотивации у ее поступка нет, но они, видимо, и не нужны, ведь главная задача режиссера – показать, к чему приводит безбожие.
Кшиштоф Занусси, предваряя фестиваль в «Победе», рассказал журналистам, что «многие приняли этот фильм вражески», навесив ярлык противника капитализма. Крупная международная корпорация, куда Анджело устроился рядовым сотрудником, показана в откровенных сатирических ракурсах. Любой бизнес по умолчанию аморален, а здесь мораль запрещена вообще.
Если набожная Кася (Агата Бузек) представлена в фильме довольна схематично, то ее противоположность директор корпорации Крис (Агнешка Гроховска) разработана вплоть до биографии. Мачеха Крис – сталинский прокурор на пенсии. На ее совести десятки невинных жертв. Причем о совести она рассуждает не хуже, чем добропорядочный католик. Возникает аллюзия на «Иду», которая заявлена как главное событие фестиваля и где выведен подобный персонаж. Кшиштоф Занусси и сам артикулирует эту общность, подчеркивая, что человек, так и не раскаявшийся в своих злодеяниях, и есть причина упадка государства.
Понятно, какая у такой мачехи могла вырасти поросль. Крис насаждает корпоративное рабство и наслаждается его результатами, декларируя при этом тезисы о развитии и прогрессе. Она любит словечко «трансгрессия» (одно из ключевых понятий постмодернизма), призывая к преодолению любых уз, в том числе порядочности. Подчиненную заставляет переспать с конкурентом, чтобы украсть информацию из его компьютера, а сама не брезгует развратом, садомазохизмом и лесбиянством вкупе с алкоголизмом.
Как мачеха вершила правосудие над невиновными, так и падчерица убивает ее снотворным, дабы избавиться от проблем. А потом плачет на ее могиле от злости и ненависти. Вообще, Крис много плачет, швыряя об пол посуду, тиская хлыст, такой же как в «Пятидесяти оттенках серого». Циничная и волевая, она, как выясняется в процессе, не удовлетворена ни сексом, ни работой, ни жизнью вообще.
Анджело (Риккардо Леонелли ) – инородное тело в этой клоаке. Горячий итальянец стоически преодолевает искушения плоти. Расстилает в офисе коврик, чтобы молиться пять раз в день. А еще не поддается жестким домогательствам Крис, за что она подставляет его. Сначала – по мелочи, затем – по крупному. Анджело попадает в российскую тюрьму, где подвергается глумлению сокамерников.
А дальше за него вступаются высшие силы. Но не отец небесный, а всего лишь два отца земных. Возлюбленного Каси вызволяет из тюрьмы ее высокопоставленный отец при поддержке Папы Римского. А может, господь Бог руководил спасением ангела, ниспослав Касе пророческий сон о постигшем ее любимого страшном несчастье, и посреди ночи она побежала звонить отцу.
Физик по первой специальности и католик по убеждению, Кшиштоф Занусси сказал, что религия привлекает его тем, что многое объясняет совсем другим языком, чем наука, открывает возможности другого мышления. В «Инородном теле», помимо сна Каси, случается еще одно необъяснимое с точки зрения науки чудо.
Согласно побочной сюжетной линии, один старый инвалид живет благодаря аппарату искусственного дыхания, работающему от электричества. Ночью по всему городу вырубают свет. Его сын, собирающий милостыню в переходе, бежит домой через весь город, рыдая и задыхаясь. Он влетает в квартиру с криком «Ты жив?». – «Жив», - отвечает отец, и это самый драматический момент фильма. Подобные чудеса объясняются только любовью, а это и есть бог. И он вовсе не требует, чтобы ему молились по пять раз в день. Жаль, что после стольких лет размышлений о сути бытия Кшиштоф Занусси ограничился лобовым противопоставлением монастыря и корпорации. Он показал две крайности, заявив, что духовность не может без религии. Но истина всегда посредине.
Другие статьи автора: |
---|
25.01.2016 Мертвые души: хором о России |
08.01.2016 «Выживший»: Ди Каприо превратился в супергероя |
27.12.2015 «Агенты праздников»: «ХА!МЫ!» взорвали бомбу |
24.12.2015 Реставрация событий: война, деньги, медали |
12.12.2015 «Поколение Маугли»: ищи свою правду |
11.12.2015 Рождественский фестиваль: вторая молодость возможна |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 8323 | комментариев:5
Бухарин: 30.06.2015 23:21
Человек создание сложное и порой противоречивое, это его природа.
Но, мораль не дает самым низменным проявлениям взять верх, поддерживая баланс добра и зла.
Поэтому она ( мораль) и враг капитализма.
Потому сейчас на острие идеологии буржуиза, её главная задача, разложение моральных устоев.
И все это подвидом "Прав и свобод"
Капитализм аморален по своей сути, потому как в его основе эксплуатация человека человеком и извлечении максимальной прибыли.
И причем здесь мораль!?
"Деньги не пахнут!" Знакомое словосочетание!?
СветланаФролова: 01.07.2015 08:20
Диза: 01.07.2015 21:34
Вывод, я думаю, неверный. Истина не посередине. Истина одна, единая. Она сверху. И добраться до нее стоит многих трудов. А посередине только компромисс, который дает комфорт, но не познание. А вообще интересно написано, вдумчиво
Бухарин: 03.07.2015 09:07
8377111: 07.07.2015 10:15
Истина Есмь Бог! А религии это провайдеры по продаже истины. Для капиталистов должны быть свои в доску. Наверное что то не поделили...
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.