На прошлой неделе в арт-галерее "Che" открылась выставка "Архитектура никогда". Участники проекта – молодые таланты, практикующие зодчие и представители движения "бумажных" архитекторов 80-х годов – взялись спроектировать Новосибирск, который никогда не будет построен.
… Некоторые архитектурные проекты остаются на бумаге потому, что их создатели не имеют возможности воплотить свои творения в камне, стекле и металле. Но это еще не "бумажная архитектура". "Бумажная" – это проектирование строений, изначально не предназначенных для воплощения, это жанр концептуального, неприкладного проектирования, это создание не просто эскизов или чертежей, но графических листов – произведений искусства, это архитектура "никогда".
Что, действительно, никогда?
Конечно, вряд ли перед оперным выкопают зеркально повторяющий контуры театрального здания котлован, зальют его водой и устроят аквапарк по мысли известного затейника Вячеслава Мизина. Но железную дорогу рано или поздно изолируют от города всенепременно (хотя, наверное, не так радикально как предлагает Алексей Журавлев).
Так что слово "никогда" в названии – лишь предложение авторам не волноваться о пустяках, не ограничивать свою творческую мысль и не заморачиваться ни экономическими проблемами вообще, ни нынешним кризисом в частности. А между тем, именно кризисам разного сорта так называемая "бумажная" архитектура обязана своим появлением.
Сначала (XVIII век) утопические социальные идеи эпохи Просвещения нашли отражение в творчестве французских архитекторов-мегаломанов, представлявших на ежегодные конкурсы Парижской Академии архитектуры заведомо невыполнимые проекты гигантских общественных сооружений. Потом немецкие архитекторы-экспрессионисты начала XX века создавали на бумаге стремительные эскизы, динамичные композиции, будоражившие воображение других, менее отчаянных архитекторов. А после и русские авангардисты стремились угадать на бумаге будущее.
Представители "футурологического проектирования" создавали проекты городов, стремясь парадоксальными, фантастическими идеями вывести архитектурное проектирование из тупика функционализма и стандартного прагматического мышления.
А в 1970-х годах поколение молодых советских архитекторов открыло жанр "ироничной" архитектуры. В условиях тоталитарного государства, получившие хорошую академическую подготовку и не находившие применения своим способностям, зодчие рисовали абсурдные композиции в духе официального "социалистического реализма", доводя идеи коммунистического пафоса до гротеска.
В середине 80-х настало время перемен, мир с удивлением обнаружил, что в России есть не только медведи, но и интересные архитекторы, однако в "свободные" 90-е все свернулось – последняя выставка "бумажников" осела в Русском Музее в Санкт-Петербурге.
Андрей Чернов, куратор выставки, известный новосибирский график и архитектор:
— В 80-е невозможно было ничего оригинального проектировать, так как индивидуального домостроения не было – все было типовое, но сейчас, когда каждый строит кто во что горазд, мне лично кажется, что та серая, типовая застройка была "стильнее" и уместнее, чем нынешние "тортики" и "печенюшки". Строгость уходит, цвет убивает форму… Новосибирск – город не классической архитектуры, а конструктивизма. Новосибирск мог бы стать городом авангарда.
Для своих работ он выбрал абстрактные формы, черный цвет и градообразующие "компании".
Вот "Башня имени ЖКХ" – памятник советскому домостроению – небоскреб в 50 этажей, собранный из разнородных панелей. Башня слегка "пьяная", то ли в честь неизвестного работника жилищно-коммунальной сферы, то ли привет кривому "совку".
Вот "Башня имени Горводоканала" – этакий вертикальный аквапарк. Наверху бассейн со стеклянным дном – плавающие люди наслаждаются ощущениями полета, невесомости. Вверх ведут лифты, вниз – горки-серпантины. Вот супрематичная "Башня имени Октябрьской Революции". Что-то вроде всплывающей субмарины или это трубы завода, "Авроры" и прочего "броненосца Потемкина". Внутри башни предусмотрены места для расстановки малоактуальных нынче памятников Ильичу и экранов для проецирования революционных картин, фото и фильмов. По мысли автора, это строение могло бы встать на пересечении улиц Революции и Ленина.
Алексей Журавлев в своей работе перенес московский метрополитен на новосибирскую почву и переименовал его ветки – так появились толмачевско-пашинская, затулинская, бердская линии. Он же "закопал" железную дорогу под искусственный холм.
Константин Скотников "закопал" целую Статую Свободы. Художник использовал бородатый городской анекдот о том, что в Сквере Героев Революции по локоть закопан американский символ. Скотников представил подземелье в разрезе и с разметкой, а от себя добавил некое подобие канализационной системы внутри статуи.
Андрей Кравченко представил таинственные конструкции с инициалами трех последних российских президентов, а Дмитрий Иванов – план "всего 30 сожжений" архитектурного мусора, который поможет изменить облик города в лучшую сторону.
И здесь становится действительно жаль, что в названии выставки стоит слово "никогда".
P.S. Работа выставки "Архитектура никогда" продлится до 30 января.
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 13466 | комментариев:10
Диза: 26.01.2009 19:02
Эх, соль на раны. Андрей Чернов здесь озвучил то, о чем говорили все архитекторы города. Но кто ж их слушать будет? Откуда заказчику знать о какой-то там целостности облика, о конструктивизме? И зачем ему авангард? Ему нравятся башенки и позолота. Кто платит, тот и "застывшую музыку" заказывает.
Рыжая Ann: 27.01.2009 10:35
dmitri-krylov: 28.01.2009 13:57
Да уж в земле на которой мы живем закопано много интересного, но мы того не зная живем и радуемся жизни.
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.